11 класс литература

Задание (5.06.)
Тема: Литературные направления. Повторение.

1.Посмотрите видеоурок по теме.




2.Материалы к уроку.
Литературное направление — устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

Литературные направления : классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.
Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.
То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).
Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);
· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);
· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;
· соблюдение правила «трех единств»;
· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.
Романтизм -- художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.
Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.
Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.
Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.
Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).
Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.
Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм -- нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.
Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов
Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.
Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.
Постмодернизм - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

Задание (4.06)
Тема: Литературные роды и  жанры.Повторение.

1.Посмотрите видеоурок по теме.



2.Материалы к уроку.
Литература- произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие общественным значением.
Всякое литературное произведение в зависимости от того, как писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов.
 Роды литературы
 Эпос (от греч. "повествование")- прозаические произведения
 Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") – стихотворные произведения
 Драма (от греч. "действие")- произведения для постановки на сцене
Жанры литературы
Эпос: басня, рассказ, повесть,  роман, легенда, миф
В эпических произведениях автор сообщает о событиях, описывает обстановку, облик героя, прибегает иногда к рассуждениям.
Лирика: романс,  ода,  песня,  элегия,  послание, сонет
 Особенности лирики:
 стихотворная речь
 ритмичность
 небольшой размер
 отсутствие фабулы (сюжета)
Лиро-эпические жанры: баллада, поэма, роман в стихах
Драма: комедия,  трагедия,  водевиль,  мелодрама
Драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей.

3.Задание
Определите жанр произведения
 Фонвизин «Недоросль» 
 Грибоедов «Горе от ума» 
 Гоголь «Ревизор» 
 Островский «Гроза»
 Чехов «Вишневый сад» 
 Горький «На дне»

4.Задание 
         1)Какое произведение является лиро-эпическим?
            
а)М.А. Шолохов «Тихий Дон»

б)Н.А. Некрасов «Тройка»
в)А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
 2)К какому роду литературы принадлежит пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»?

а)драма

б)лиро-эпос
3)Какой текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей?

а)драматический

б)эпический

в)лирический
4)Дополните фразу:
Возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей — это…

а)драматизм

б)лиризм

в)эпичность
5)Какому роду литературы свойственно такое качество, как субъективность? 

а)драма

б)лирика

в)эпос



Задание (1.06.)
Тема: Стихотворные размеры.Повторение.

1.Посмотрите видеоурок по теме.


2.Материалы к уроку.

Стихотворные размеры

 Двусложные размеры
Хорей – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог.
_/ _
Обла/ ком  во/ лнистым/
Пыль  вста/ ет  вда/ ли... (А.А.Фет)
  
Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.
_  _/
По  дому  бро/ дит  при/ виденье,
Весь день/  шаги/  над го/ ловой/... (Б.Л.Пастернак)

Трехсложные размеры
Дактиль (от греческого – палец) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый из трех слогов.  
 _/ _  _

Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.
_  _/ _

Анапест (от греческого – отраженный назад) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на третий, последний слог.

_  _  _/


3.Задание.Определите стихотворные размеры в стихотворениях.

А)ПОЭТУ
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830

Б)Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843



В)Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М. Ю. Лермонтов, 1840

Г)И. И. Пущину
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А С. Пушкин, 1826

Д)МОРЕ
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.

В. А. Жуковский, 1822




Задание (29.05.)
Тема: Жизнь и творчество Н.М.Рубцова. Образ России в лирике.

1.Посмотрите видеоурок по теме.







2.Материалы к уроку.
1.Биография поэта.
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья обосновывается в Вологде. О родителях поэт знал очень немного: “Мать умерла рано. Отец ушел на фронт”. С 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.
В 1950 году после окончания семилетней школы Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.
В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.
После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем, шлихтовщиком. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.
В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…
Николай Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…”
2.Наследие Николая Рубцова
Жизнь поэта трагически оборвалась в расцвете его творчества.
Задолго до смерти Николай Рубцов написал знаменитое стихотворение:
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы 
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском, и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!
Конечно, многие поэты угадывали свою судьбу. Но Рубцов не только совершенно точно предсказал день своей гибели, он предсказал и то, что будет после его смерти.
Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь.
Созданы центры по изучению наследия поэта. Наиболее крупным из них является Рубцовский центр в Вологде. К 60-летию со дня рождения в селе Никольское создан музей Рубцова в помещении того самого детского дома, где воспитывался поэт в тяжелые послевоенные годы.

Время подтвердило оценку Н.Рубцова как одного из самых значительных поэтов 60-х – 70-х годов. Его книги многократно переиздавались и переиздаются, к его имени и творчеству не ослабевает читательское внимание.
Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении "Ночь на родине", в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как "В горнице", "У размытой дороги". Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

  Творческая манера Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам, что позволяет говорить о некой "вневременности" его поэзии. На современную поэзию влияет не столько поэтика Н. М. Рубцова, сколько модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.


3.Д/з: прочитать стихотворения поэта  о Родине и ответить на вопрос: "Каким вам представляется лирический герой стихотворений Н.М.Рубцова?" (смотрите материалы к уроку)


Задание (28.05.)
Тема: Томас Стернз Элиот. Стихотворение "Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока".

1.Материалы к уроку.
Темой ранних стихов Элиота стали одиночество, бесприютность, ущербность человека. В Пруфроке Элиот воплотил недееспособность своих современников и в то же время обнажил их боль, их душевную муку. Его герой в сбивчивом монологе замахивается на большое: жаждет «в комок рукою стиснуть шар земной / И покатить его к убийственному вопросу», воображает себя Лазарем, что «восстал из гроба,/ Вернулся, чтоб открылось всё, в конце концов». Но при этом рефреном звучит: «И как же я осмелюсь?», «Короче говоря, я не решился». И откровенное признание: «Нет! Я не Гамлет и не мог им стать…»
Пруфрок, возможно, человек средних лет, преодолевающий кризис среднего возраста и отказа от женщин. Главный тон стихотворения – тон утомленного, иронического самоосуждения. Пруфрок постоянно с горечью констатирует факт старения.
Страх Пруфрока перед старением приводит его к параличу, внутренним комплексам, характерным для «маленького человека».
- Как начинается произведение? 
 Произведение начинается с приглашения нас присоединиться к Пруфроку в его прогулке по городу, пред нами не романтическое авеню в зелени деревьев, а как раз, наоборот, самая захудалая часть города, которая становится все более и более современной, в то время как сам Пруфрок боится или не способен что-либо в себе изменить. Описание этих улиц может объяснить многое:
Ну что ж, пойдем вдоль малолюдных улиц -
Опилки на полу, скорлупки устриц
В дешевых кабаках, в бормочущих притонах,
В ночлежках для ночей бессонных...
Не ясно, путешествует ли он физически через город или описывает город так, чтобы читатели могли понять окружающую среду, которая подавляет его, не давая выйти из раковины «маленького человека».
 В создании образа Элиот активно использует зрительный язык. Например, обращение Элиота к зрительному восприятию читателя в произведении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»: «Я измерил кофейными ложечками свою жизнь».
При помощи зрительного языка Элиот передает реальность в конкретном образе «маленького человека» и одновременно выражает в нем глубочайшую идею. Читатель видит в Пруфроке конкретного человека, сидящего на светском рауте за чашкой кофе и одновременно осознает, насколько жизнь героя ничтожна, если она может измеряться кофейными ложечками.
 Еще одной характерной чертой поэтического языка «Любовной песни Альфреда Пруфрока» является фрагментарность. Внутренний монолог Пруфрока не является непрерывным. Он состоит из многочисленных единичных воспоминаний и размышлений героя. Эти фрагменты настолько самодостаточны, что обнаружить между ними внешнюю связь невозможно. Каждый последующий фрагмент не подготовлен предыдущим. Логика воображения сопрягает фрагменты, обнаруживая в них единое всеобщее, универсальное начало. Эта связь постигается не только рассудочно, но и интуитивно.
-Какие чувства одолевают героя? Каков он? На чем построена его жизнь?
Герой не способен ни на любовный, ни на какой-либо другой поступок; иногда кажется, что он юродствует. Все, что Пруфрок может посметь, на что он, по собственному признанию, в силах решиться, – это «зачесать плешь» или «скушать грушу». Однако эта способность к самоиронии делает его образ почти трагедийным. Элиот показывает Пруфрока постоянно сомневающимся:
И время мнить, и время сомневаться,
И время боязливо примеряться...
Ему кажется, что у него еще есть время, но оно бесследно уходит. Пруфрок с ужасом вспоминает многочисленные утренники, вечера и дни, которые однообразны, бессмысленны, смертельно скучны, он ненавидит их:
Я знаю их уже давно, давно их знаю -
Все эти утренники, вечера и дни,
Я жизнь свою по чайной ложке отмеряю...
На всем протяжении этих длинных, унылых промежутков времени он находится в постоянном страхе казаться глупым, недалеким. Ему кажется, что в глазах женщин он выглядит скучным и уродливым человеком. Пруфрок чувствует как будто он насекомое, «растянутое на булавке», – ничего не значащим, несколько отталкивающим. Вся его жизнь построена на осторожности, медлительности, сомнениях, боязни растратить свои эмоции, совершить безумный поступок, он слаб духом, боится оказаться смешным, у него нет решительности, он мелок, ничтожен. А время идет, оно безжалостно, а он все сомневается. Мысленно, в пустых мечтах он все проигрывает, но нет в нем решительности, не может перешагнуть через свою лень, застенчивость. Жизнь «маленького человека», но он так  ничего и  не совершил, не создал, не любил. В конце стихотворения Элиот использует мифические образы русалок, мчащихся в море, как идеал женщин, но даже в воображении Пруфрока они поют не ему и даже мечты его остаются бесплодными, в своих фантазиях он так же не активен и парализован, как и в жизни.
Стихотворение больше похоже на «Поддельную песнь любви» лирического героя.

2.Д/з: составить  синквейн по образу Дж. Альфреда Пруфрока
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Структура:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).





Задание (25.05)
Тема: Томас Стернз Элиот. Жизнь и творчество (1888-1965)

1.Материалы к уроку.
То
Томас Элиот - один из самых заметных поэтов ХХ в, лауреат Нобелевской премии 1948 г. «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Обновил принципы англоязычного стихосложения.
Также известен как:
драматург;

литературный критик;
историк литературы.
«Элиот - это мировая фигура впечатляющих размеров», - так оценил его труд критик Г. Мур.
Он утверждал нравственно-эстетические ценности в условиях полного трагизма ХХ в., передавал ощущение человека, пережившего Вторую мировую войну и ступившего на «опустошенную», «бесплодную» землю. Основные проблемы творчества Элиота - трагизм существования и кризис духа, порожденные антигуманной цивилизацией, в прогресс которой он не верил.
Родился Т. С. Элиот 26 сентября 1888 в г. в Сент-Луис, штат Миссури, США, в зажиточной семье. Получил пуританское воспитание в духе строгой самодисциплины и выдержки. В 1910 г. окончил философский факультет Гарвардского университета. Ощутимое влияние на его биографию оказали на него лекции и семинары философа И. Беббита, отрицавшего ценности существующей цивилизации и традиции романтизма, которым Т. С. Элиот увлекался в юности. Под их влиянием Элиот обратился к классицизму, заинтересовался поэзией символизма.

Томас Стернз Элиот биография

Первая мировая война застала Элиота в Оксфорде, где он завершал работу над диссертацией по философии, что побудило его навсегда остаться в Англии. Как поэт дебютировал в 1915 г. в чикагском журнале «Поэзия». В 1917 г. издал первый сборник стихов «Пруфрок и другие наблюдения», часть критиков объявила его гениальным, а часть - ерундой.

Мировая слава пришла к Элиоту после публикации поэмы «Опустошенная земля» (1922). Этим произведением открывался первый номер журнала «Крайтерион», который издавал поэт до 1939 г. Определенными лесенками на пути становления поэтического мастерства Т. С. Элиота стали сюиты:
«Пепельная среда» (1930).

«Четыре квартета» (1943).

В 1935 г. он опубликовал стихотворную пьесу «Убийство в соборе», по которой впоследствии были изданы:
«Воссоединение семьи» (1939).

«Вечеринка с коктейлями» (1950).
«Личный секретарь» (1954).
«Государственный деятель пожилого возраста» (1959).

В 1927 г. он принял британское гражданство и перешел из протестантства в католицизм. В религии видел силу, способную спасти культуру. Он сконструировал модель культуры, независимой от объективного времени. Новейшая эпоха казалась ему антиэстетической. Вину за культурное бесплодие суток он возлагал на цивилизацию и прогресс.

Краткая биография Томаса Элиота

Лекции Т. С. Элиота по проблемам литературы и культуры собирали огромные аудитории: в 1956 г. на стадионе в Миннеаполисе (США), в 1958 г. - в Риме. Философская глубина и художественная выразительность поэтической манеры стали предпосылками отношения к Т. С. Элиоту как выдающемуся англоязычному поэту ХХ в. В 1948 г. он был удостоен Нобелевской премии. Умер Т. С. Элиот 4 января 1965 г. в Лондоне.

2.Д/з: прочитать стихотворение Томаса Стернза Элиота "Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока".
 http://www.lib.ru/POEZIQ/ELIOT/eliot1_01.txt_with-big-pictures.html


Задание 16 (22.05.)
Тема: Э. Хемингуэй. Повесть "Старик и море"


1)Вопросы и задания.

1)Опишите главного героя повести.
2)Что  можно сказать о внутреннем мире старика? Какие сны ему снятся? Что можете сказать о старике по его снам? 
3)Как относится к морю старик и другие моряки? 
4)Как же старик относится к огромной рыбе, которая попалась на его крючок и ведёт с ним борьбу, исход которой долгое время неизвестен? 
5)Считает ли себя старик побеждённым в ситуации  с рыбой? 
6)Какую роль в повести играет мальчик?

2)Тестовые задания по повести Э. Хемингуэя "Старик и море"
1. В каком году была написана повесть "Старик  море"?
А) 1952;
Б) 1951;
В) 1954;
Г) 1955.
2. Сколько персонажей в произведении?
А) 2;
Б) 3;
В) 1;
Г) 4.
3. Назовите тему произведения.
А) о значении моря в жизни простого человека;
Б) о поиске смыла жизни;
В) о соблюдении Библейских заповедей;
Г) о роли судьбы в жизни человека.
4. В каком жанре написано произведение?
А) рассказ;
Б) очерк;
В) роман;
Г) повесть.
5. На какой день старик поймал большую рыбу?
А) 2;
Б) 7;
В) 84;
Г) 85.
6. Какую часть рыбы старик решил подарить мальчику?
А) хвост;
Б) зуб;
В) плавник;
Г) меч.
7. Что обозначало выражение "saiao"?
А) невезучий;
Б) мудрый;
В) сильный;
Г) глупый.
8. Какую рыбу поймал старик ?
А) тунца;
Б) акулу;
В) марлина;
Г) рыбу-пилу.
9. В каком месяце происходят события, описанные в произведении?
А) в августе;
Б) в сентябре;
В) в октябре;
Г) в ноябре.
10. О каком виде спорта постоянно разговаривают герои?
А) о футболе;
Б) о боксе;
В) о бейсболе;
Г) о плавании.
11. Что приснилось главному герою в открытом море?
А) семья;
Б) рыба;
В) Африка;
Г) драка.
12. С чем или с кем постоянно сравнивает старик море?
А) с мужчиной;
Б) с женщиной;
В) с вечностью;

Г) с временем.




Задание 15 (21.05.)
Тема: Э.Хемингуэй. Повесть "Старик и море".

1.Посмотрите видеоурок по теме.



2.Материалы к уроку.
  История создания повести «Старик и море». (1952 г.)   
       Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Еще в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.
       В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свое произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.
        «Старик и море» — последняя книга, опубликованная 
Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй - писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер его творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.
    3.Д/з: ответьте на вопросы:
      1)Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику?
           2)Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознаёт себя его частью?
            3)Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?
             4)Кем, по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или побеждённым? 
              5)Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание?






Задание 14 (18.05.)
Тема: Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество.


1.Посмотрите видеоурок по теме.


2.Материалы к уроку.
     Эрнест Миллер Хемингуэй (21.07.1899, Оук-Парк, Иллинойс, США — 2.07.1961, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, лауреат Нобелевской премии по лит-ре 1954 года.
        Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось еще в школьные годы. Во время  Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи. Был ранен на австро-итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой.
              Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом Второй Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.
                  После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 г. в Африке попал в серьезную авиакатастрофу.
                   Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе. Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо.  Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже — серьезным заболеванием печени. 
           2 июля 1961 года покончил с собой.


3.Д/з: прочитать повесть «Старик и море». 


Воен
  
Задание 13 (15.05.)


Опираясь на текст пьесы А.Вампилова "Старший сын", ответьте на проблемный вопрос: "Как относится автор  к героям? Что утверждает в человеке и что отрицает?"
Оценивается только самостоятельно написанная работа, использование цитат из текста обязательно.

Работы присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru до 18.05 (не позже)


Задание 12 (14.05.)
Тема: А.Вампилов. Пьеса  "Старший сын". Герои пьесы.


Опираясь на текст пьесы, составьте характеристику героев.
Сарафанов
- К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему?
- Как относится к детям? (Приведите примеры из текста пьесы).
- Как принимает известие о существовании старшего сына?
Бусыгин
- Кто этот молодой человек?
- Как относится к своей лжи о том, что он является сыном?
- Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? 
- Что общего и в чем разница с Сильвой?
Нина и Вася.
- Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?
- Как они принимают «старшего брата»?
Кудимов, Макарская, Сильва.
- Что можно сказать об этих людях?
- Что их объединяет?
- Что происходит в финале с этими людьми? Изменились ли они?










Задание 11 (11.05)
Тема: А.Вампилов. Пьеса  "Старший сын"

1.Посмотрите видеоурок по теме.


2.Материалы к уроку.
В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса "Старший сын" была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров, которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.

       
  Александр Вампилов использовал несколько названий для        своего произведения –   «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых». Почему «Старший сын» - наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке?  
Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства. Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». В финале пьесы Бусыгин, в котором проснулась потребность быть кому-то нужным, говорит: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын». И Сарафанов отвечает: «Что бы там ни было, я считаю тебя сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас».
Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. Правда, парадокс том, что люди становятся родными, начинают чувствуют ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Недаром первый сборник рассказов Вампилова называется «Стечение обстоятельств». Уже там писатель заявляет: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». И драматург Вампилов творит такие случаи в своих пьесах.
3.Д/з: прочитать пьесу А.Вампилова "Старший сын".









Задание 10 (8.05)

Опираясь на текст пьесы и материалы к предыдущему  к уроку, ответьте на проблемный вопрос: "Какими мотивами руководствуются персонажи пьесы "Утиная охота" в ситуации выбора? Почему? (ответьте на этот вопрос письменно, выбрав одного из персонажей пьесы (Валерия, Саяпин, Кузаков, Зилов).
Оценивается только самостоятельно написанная работа, использование цитат из текста обязательно.
Работы присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru до 11.05 (не позже)


Задание 9 (7.05)

Тема: Проблема распада человеческой личности в пьесе А.Вампилова «Утиная охота».

Словарь урока:
Деградировать– постепенно ухудшаясь, приходить в упадок.
Ретроспекция– обращение к прошлому.
Интеллигентность -  подлинная образованность, культура.
Инквизитор– 1. Судья инквизиции — следственный орган католической церкви. 2. Человек, с холодной жестокостью выпытывающий что-либо у кого-нибудь, мучитель. 


Материалы к уроку.
Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».
1. Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 году и опубликована в 1970. Мотив трагичен и одновременно снижен до фарса. 
Вникнем в сказанное об «Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов…. Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет…
Зилов – это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».
"…Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров".


Так кто же он,  главный герой пьесы?
Оценки его всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.

Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь – жив, здоров и водочку принимает».

Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.

Вся пьеса Вампилова построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.

Противоречие в характере героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». 

2. Кто окружает главного героя?
а)Кушак, вполне уверенный в себе, в своем начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы. «Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова, удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация, Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его автомобиль.

б)Мещанство Валерии подчеркивается автором прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»
Ради желания получить квартиру Валерия бросает Саяпину обвинение в том, что он уступит начальнику жену «с удовольствием», как «другу семейства». Зритель убежден в совершенном цинизме Саяпина, когда видит, как «друг» Зилова, поверив в его близкую смерть, осматривает квартиру приятеля.

3. Зилову около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой реального самоубийства.

Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?
Зилов  живой,  потому  что  в  нем  при  всех  его грехах нет равнодушия. И течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.

4. В  чем  смысл  названия  произведения?  Каково  значение  финала пьесы?
Когда друзья, пришедшие на новоселье, спрашивают Зилова, что он больше всего любит и что ему подарить, он просит: «Подарите мне остров. Если вам не жалко». Потом оказывается, что охотничье снаряжение, которое ему дарят, – самое желанное: «Утиная охота – это вещь». Для Зилова утиная охота – тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни.
После скандала, получив ответную шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.
Зилов прогоняет всех «спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту… выезжаешь?..  Прекрасно… Я готов… Да, сейчас выхожу».
Станет  ли  Зилов  теперь  жить  по-другому  или  все  вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз все обдумать.
Думается, что общее направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце, освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.

Д/з: составить характеристику героев пьесы (в тетради по литературе)



Герой Характеристика
Саяпин
Валерия (жена Саяпина)
Кушак
Кузаков







Задание 8 (4.05)
Тема : Жизнь и творчество А.В.Вампилова



1.Посмотрите видеоурок по теме.
2.Ознакомьтесь с материалами к уроку.
Жизнь Александра Вампилова оказалась очень короткой.
19 августа 1937 года родился и погиб 17 августа 1972 года. Всего - 35 лет.
Имя А.Вампилова широко известно не только у нас в стране, но далеко за её пределами. Родился  в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. 
Его пьесы "Утиная охота", "Старший сын", "Прощание в июне", "Прошлым летом в Чулимске" и "Провинциальные анекдоты" по праву вошли в золотой фонд отечественной драматургии.
А.Вампилов работал корреспондентом газеты "Советская молодёжь", писал рассказы, очерки, фельетоны.
Он был молод, но хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно и серьёзно. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.
Кажется, что главный вопрос, который задаёт Вампилов:
"Останешься ли ты, человек, человеком?
Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь:?" 

Двадцатилетний Вампилов не знал, что начальные слова первого рассказа "Стечение обстоятельств" станут для него пророческими: "Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека".
В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть:
Он почти доплыл,  но сердце не выдержало за несколько метров до берега.

Год рождения А.Вампилова был годом 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.
Четвёртый ребёнок в семье, Александр, любил футбол, мальчишеские игры.
Был спокойным и любознательным. Любил книги. В школе получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком.
Увлекался спортом. Музыкой и драматическим кружком.
Уходил в походы на несколько дней. Писал стихи, но никому не показывал.

 "После школы был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве. Но тянуло в Кутулик, деревянный, пыльный, с огородом, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией, стадионом, в Кутулик, который от деревни отстал и к городу не пристал".

 В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А. Санин. 
         

3.Д/з: прочитать пьесу А.В.Вампилова "Утиная охота"







Задание7 (30.04)

Тема: В.Шаламов и А.Солженицын.  Конфликт или два разных "мирочувствия"?




Мы родине служим по-своему каждый,
И долг этот наш так похож иногда
На странное чувство арктической жажды,
На сухость во рту среди снега и льда... В. Шаламов










1. "Один день Ивана Денисовича" . Первая встреча писателей. Переписка.

Познакомились Александр Исаевич Солженицын с Шаламовым, по его словам, в 1962 году. Переписывались, при наездах в Москву встречались позже. Если почитать опубликованные письма Шаламова к Солженицыну, сразу замечаешь, что они очень дружелюбны. Многие начинаются: "Дорогой Александр Исаевич!", заканчиваются : "Сердечно, ваш В. Шаламов". Все очень позитивно, доброжелательно.







Судя по письмам, Шаламов высоко ценил заслуги Александра Исаевича. В свою очередь Солженицын высоко ценил Шаламова и считал Колыму сталинским Освенцимом. В этом же году Шаламов впервые прочитал "Один день Ивана Денисовича" в Самиздате, и первые письма были полны впечатлений от прочитанного.

Приведу выдержки из некоторых писем:
"В тридцать восьмом году убивали людей в забоях, в бараках. Нормированный рабочий день был четырнадцать часов, сутками держали на работе. . На градусники в 1938 году глядели, когда он достигал 56 градусов, в 1939—1947 — 52°, а после 1947 года — 46°...
"Желаю Вам всякого счастья, успеха, творческих сил. Просто физических сил, наконец. Я рад, что Вы знаете мои стихи. Скажите как-нибудь Твардовскому, что в его журнале лежат мои стихи более года, и я не могу добиться, чтобы их показали Твардовскому... Вот поэтому-то Ваша книга и имеет важность, не сравнимую ни с чем — ни с докладами, ни с письмами. Еще раз благодарю за повесть. Пишите, приезжайте. У меня всегда можно остановиться. Ваш В. Шаламов. "
Повесть под названием "Один день Ивана Денисовича" впервые была напечатана в журнале «Новый мир» (№ 11, 1962). Она резко выделялась на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. Это подчёркивали многие, в том числе писатели и поэты. Так, Шаламов в письме Солженицыну в ноябре 1962 года пишет:
"Повесть — как стихи,— в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал".
"Дорогой Александр Исаевич. Вы, наверное, уже вернулись в Рязань. Пусть Вас не смущают никакие газетные статьи. Комитет по Ленинским премиям не может, просто не может, не назвать Вашу повесть — «Иван Денисович» — лучшее что есть в советской литературе, в русской литературе за десятки лет. Жму Вашу руку, верю в победу правды."
Вот еще отрывок из очень важного, фактически программного письма:
"Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде".

2. Архипелаг ГУЛАГ. Отказ от соавторства.


Летом 1964 года Солженицын встретился с Шаламовым, ранее благожелательно отозвавшимся об «Иване Денисовиче», и предложил ему совместно работать над «Архипелагом». Но Шаламов от этого отказался. Говорил, что настоящий «Архипелаг Гулаг» описан им. Он считал, что является очевидцем, который не попытался приукрасить лагерную действительность и что он говорит истинную «голую правду». Шаламов утверждал, что его «Колымские рассказы» по сравнению с «Иваном Денисовичем» намного трагичнее.







Источник фото: vk.com
 

«Фактически Шаламова, а не Солженицына следует считать первооткрывателем лагерной темы в советской литературе, т.к. ко времени публикации “Одного дня Ивана Денисовича” в 11-м номере “Нового мира” за 1962 г. им было написано около 60 произведений о лагере, включая первый сборник “Колымских рассказов” и “Очерки преступного мира”. Но судьба прозы Шаламова оказалась иной ввиду его бескомпромиссной позиции художника» 

3.А.Солженицын о В.Шаламове.
В четвертом номере журнала «Новый мир» за 1999 год были опубликованы воспоминания Солженицына о Шаламове. Давайте  познакомимся с ними...
" Мы с ним оба были верные «сыны Гулага», я хоть по сроку и испытаниям меньше его, но по духу, по отданности, никак не слабей. Это — очень стягивало нас, как магнитом. И с подобным же чувством прочёл он в самиздате 1962 года «Ивана Денисовича» — по своему пессимистическому взгляду никак не допуская, что это будет опубликовано."






Д/з:Напишите эссе по теме: «Душа и колючая проволока» (по рассказам А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В.Шаламова «Ночью», «Одиночный замер»)
Работы присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru  до 02.05




Задание 6.(27.04)

Тема: «Душа и колючая проволока»
(по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова)
1.Посмотрите видеоурок по теме.



2.Материалы к уроку.
За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей.
В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения.
С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.
В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа.  Шаламов стал одним из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.

 «Колымские рассказы» – главный труд писателя В.Т. Шаламова.
20 лет он отдал их созданию.
20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы.
Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их композиционная целостность при кажущейся на первый взгляд несвязности сюжетов. Колымская эпопея состоит их 6 книг, первая из которых так и называется – «Колымские рассказы», а к ней примыкают книги «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Книга «Колымские рассказы» состоит из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. Повествование ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под разными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), предельно близок к автору.
2.Д/з: прочитать рассказы: «Ночью», «Одиночный замер»











Задание 5. (23.04) 
Тема:А.И.Солженицын "Один день Ивана Денисоваича"

Ответьте на вопросы по рассказу А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" ( ответы записываем в тетрадь по литературе)
1.  Имя главного героя?
2. Почему автор описывает один день пребывания в лагере своего героя? 
3. Как герой попал в лагерь? 
4.Почему герой смирился с несправедливым обвинением? 
5. Рассказать о главном герое: кем был до войны, где жил и 
т. д…
6. Тоскует ли герой по своему деревенскому прошлому? 
7. Что помогает выжить герою в нечеловеческих условиях лагерного бытия

8. Почему автор не называет своих героев по лагерным номерам, например Щ-854? 
9. Практически всех героев автор наделяет неповторимыми портретными чертами. Для чего он это делает? 
10. Дает ли автор развернутый портрет главного героя? 
11. Можно ли сказать, что главный герой потерял человеческое достоинство, ведь он покорился и приспособился к обстоятельствам? 
12. Что означает формула выживания в стране ГУЛАГ: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»? 

13. Основная мысль рассказа? 
Д/з: подготовиться к проверочному тесту по произведению


Задание 4. (20.04)
Тема урока: Рассказ А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
1.Посмотрите видеоурок по теме.




2.Материалы к уроку.
История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича».
Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ , написанный в 1959 году  , был   задуман еще в лагере в 1950 году . Напечатан  в 1962 году.
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием   произведения. Повестью назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.
Замысел автор объясняет так:
"Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.
Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного заключенного. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал "Один день:"

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни ,с их подлинными биографиями. 

Д/з: прочитать рассказ "Один день Ивана Денисовича"и сформулировать главную мысль произведения (записать тему урока и задание в тетрадь)







Задание 3. (17.04)
Опираясь на текст рассказа, напишите эссе на тему: "Почему люди, даже самые лучшие, могут совершить злодейство?" (работы присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru  до 20.04.)

Задание2. (16.04) Тема: А.И.Солженицын "Случай на станции Кочетковка"
1.Ознакомьтесь с материалом к уроку.
Рассказ А.И.Солженицына «Случай на станции Кочетовка» был опубликован в январском номере журнала «Новый мир» за 1963 год. Место действия рассказа – линейная военная комендатура станции Кочетовка. Основная тема рассказа – начало войны и доверие к человеку. В первые месяцы войны немцы рвались к Москве, захватывая в плен тысячи наших солдат и офицеров. Что возможно было эвакуировать, отправлялось в глубокий тыл. Силовым органам приходилось 
принимать усилия, чтобы поддерживать в стране должный порядок, пресекать мародерство. Но порой недоверие и подозрительность к людям приносили не меньший вред обществу, чем наступающий враг. Содержание рассказа и есть обвинительный акт, свидетельствующий, что зло может сотворить и добрый человек, если он будет опираться только на недоверие, подозрительность, бездумное следование инструкциям, напрочь отвергая всякое чувство гуманности.
2.Выполните задание в тетради по литературе (работы присылать не нужно)
а) Характеристика главного героя.
б) Опишите знакомство Зотова с Тверитиновым.
в) Почету Зотов, проникнувшись добрыми чувствами к актеру, решает все-таки арестовать Тверитинова?
г) Сформулируйте тему и идею рассказа, опираясь на следующие фрагменты: 1)"Вы задерживаете меня?,,Что вы делаете!..," и 2) "Но никогда...."




Задание1.
Тема:В.М.Шукшин .
1.Посмотрите видеоурок по теме.




2. Прочитайте рассказы "Алеша Бесконвойный"
                                                              "Срезал"
                                                               "Чудик"
 3.Напишите сочинение- миниатюру "Почему героев рассказов В.М.Шукшина называют чудиками"?
За работу будет выставлено 2 оценки (1- за содержание, 2- за грамотность)
Работу присылать на почту: lesyastepanova1980@mail.ru
Сдать работу до 10.04.2020г. до 12.00

Комментариев нет:

Отправить комментарий