10 класс русский язык

     

Родной (русский) язык (30.05.)

Тема: Повторение изученного


Задание 1.Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Задание 2. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Задание 3В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?

Задание 4.Образуйте форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё, шалунья, кочерга, скамья, устье.

Задание 5.Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. 
А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.
Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.
В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.
Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.


Русский язык (26.05.)

Тема: Служебные части речи

1.Посмотрите видеоурок по теме.
2.Материалы к уроку.
Предлог
Правописание предлогов:
  1. Сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над пишутся через дефис.
  2. Предлоги ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчет пишутся слитно.
  3. Предлоги в виде, в связи (с), в продолжение, в течение пишутся в два слова. Предлоги в течение, в заключение и вследствие имеют на конце е.
правписание предлогов

Особую трудность представляют предлоги, отличающиеся по написанию от существительных.

Имена существительныеПредлоги
В течении реки есть резкий поворот. В течении (= в направлении развития) болезни произошёл перелом.В течение года много работал (временное значение: в течение жизни, в течение двух часов).
В продолжении книги рассказывается о будущем героев.В продолжение урока (= за время урока) его спрашивали два раза (временное значение: в продолжение дня, в продолжение обеда).
В следствии (= в расследовании) была допущена ошибка.Вследствие (= из-за) непогоды праздник отменили (значение причины). Запомнитьвпоследствии (наречие).
Корабль показался в виду города. Имей это в виду.Ввиду недостатка времени (= из-за) я не смог завершить работу (значение причины).
Согласовали в роде, числе и падеже.Написал что-то вроде (= наподобие) автобиографии.
Деньги поступили на счёт в банке.Договорился насчёт (= о) работы.
В заключении (= последняя часть) диссертации были сделаны интересные выводы.В заключение (= в конце) хочу всех поблагодарить.
предлоги

Союзы
    Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи  однородных членов предложения и равноправных по смыслу  простых предложений в составе сложного.   
     Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают  простые      предложения в составе сложноподчинённого предложения.
    Сочинительные союзы:
1) соединительные:  и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не тольконо и, как…так и;  
2) противительные:  а, но, да в значении но, однако, однако же, зато; 
 3) разделительные:  или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли. 
     Подчинительные союзы:
а)  временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.;
б)  причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.;
в)  целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.;
г)  условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.;
д) уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.;
е)  сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.;
ж)  следственные (указывают на следствие): так что.
  В русском языке есть союзы, которые омонимичны самостоятельным частям речи. Эти союзы можно проверить так.
ТОЖЕ  = И  (И переносится на другое место) 
ТАКЖЕ=И.(Заметим,что частица ЖЕ,как и БЫ,ЛИ никогда не пишется через дефис).
ЧТОБЫ (БЫ можно опустить)= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ
ЗАТО=НО
ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО- это наречное выражение, состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.
3.Запишите необходимый теоретический материал в опорную тетрадь.
4.Д/з: ознакомьтесь с правописанием частиц (п.60-63).






Родной (русский) язык (23.05.)

Выполните задания по курсу "Родной (русский) язык
1. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим пословицам:
А) Как псу муха (польск.) Б) Когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) В) И в хороших огородах есть гнилые тыквы (осетинск.)
2. Замените устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, их современными синонимами:
чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст
3.Чем с точки зрения морфологии отличаются приведенные ниже предложения? Поясните свой ответ.
А)Ему было СТРАШНО. Б) Ему было СТРАШНО интересно.
В) Выражение его лица было СТРАШНО
4.Найдите и исправьте ошибки в предложениях:
А) И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.
Б) Через всю повесть красной линией проходит мысль о необходимости духовного обновления.
 В) Наибольший интерес для нас имеет система персонажей романа.
5.Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Дифирамбы, приоритет, плагиат, деградация, привилегия
6. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. В приведенных предложениях подчеркните инфинитив как член предложения.
1)Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. 
2)Мне захотелось немедленно уехать. 
3)Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату.
 4)Я пришел поблагодарить вас за помощь. 
5)Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла.
7.Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру, записав в скобках характеристику каждого:
 А) Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
 Б) Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
8. Подберите слова разных частей речи, состоящие из трёх букв.
9. Составьте словосочетания с нужным словом. ПРЕДСТАВИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ: доклад, слово, отпуск, документы, виза, картина.



Русский язык (19.05.)

Тема: Наречие как часть речи. Правописание наречий.


1.Посмотрите видеоурок по теме.

2.Материалы к уроку.

Слитно
Раздельно
Наречия, образованные соедине-
нием предлогов в и на с собирательными числительными
(вдвое, втрое).
1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по трое, по одному, на троих).
2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера).
2. Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласных, с предлогами (в охапку, в упор, до упаду).
3. наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую).
3. Наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с гласных, с предлогами (в открытую, в общем).
4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо).
4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лёту, за границей, под мышками).
5. Наречия в сравнительной степени
(получше, покрасивее).
5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз).


Через дефис пишутся:
1. наречия с приставкой по–, образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на –ому, –ему, –ки, –ни, –ьи.
Пример:  работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески, говорить по-французски, хитрить по-лисьи; no-латыни;
2. наречия с приставкой в–(во–), образованные от порядковых числительных.
Пример: во-первых, в-четвёртых;
3. неопределённые наречия с частицами –то, –либо, –нибудь, кое–, –таки.
Пример: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, всё-таки;
4. наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов.
Пример: едва-едва, чуть-чуть.

3.Ознакомьтесь с материалами учебника (параграфы 53,54).


4.Закрепление изученного материала.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.

5.Д/з: правило, упр. 287.



Родной русский язык (2.05)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Выберите  одну из проблем, предложенных автором текста (смотрите ниже!!!).  Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Основные проблемы:
1. Проблема одиночества. (Когда человек чувствует себя одиноким?)
2. Проблема бескорыстия в любви. (Рассчитывает ли человек, который любит по-настоящему, на взаимность, на ответную любовь, пропорциональную собственной?)
3. Проблема счастья. (В чём заключается счастье?)
4. Проблема тоски по родине. (Что может утешить человека, который находится вдали от родины?)

 Ребята, смотрим образец сочинения- рассуждения в своих опорных тетрадях!!! (работы присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru до 4.05)

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.
(6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)Я впервые за минувший год достал её из чемодана, развязал... (10)Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад.
(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.
(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.
(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».
(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».
(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.
(По И.А. Ильину.)*











Русский язык (28.04)


Тема: Деепричастие как глагольная форма. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.

1.Посмотрите видеоурок по теме.



2.Материалы к уроку.
Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.
Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.
Суффиксы деепричастия: -Я, - В, -А, -ВШИ, - ШИ
Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.
Знаки  препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
 1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми  независимо от места главного слова (глагола-сказуемого).
Она, смеясь, шла мне навстречу. 
Замолчав, он несколько минут оставался неподвижным. 
И звезды слушают меня, лучами радостно играя. 
Устав от ожидания, мать задремала.
 Кони подходили к костру и, глядя  умными глазами, вздыхали.
2. Не обособляются деепричастные обороты, превратившиеся в устойчивые выражения: спустя рукава, не смыкая глаз, затаив дыхание и т. п. Школьники неслись по коридору сломя голову. Нечего сидеть сложа руки.
 На что следует обратить внимание?
В предложении могут встретиться однородные обособленные определения (выраженные причастным оборотом) или обстоятельства (выраженные деепричастным оборотом), связанные союзом И.  В таком случае запятая между оборотами (перед И) не ставится.
Все заговорили разом, повышая голос и не слушая друг друга. Наклоняясь и выпрямляясь все чаще, солдаты рыли окоп. Мой взгляд упал на книгу, раскрытую на середине и забытую на столе.
3.Ознакомьтесь с материалами учебника (параграф 52).
4.Выполните упражнение 272 и  тест, прикрепленный к эд.





Родной (русский) язык (25.04)


Выполните задания. Ответы присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru 26.04 (не позже)
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип – монах Киево-Печерской Лавры. (2) Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. (3) … потом он выздоровел и стал богатырем. (4) Около 40 лет – это тогда считалось уже старостью – он ушел в монастырь и умер примерно в 45 лет.
(5) Монах Илья Муромец причислен к лику святых.
(6) Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. (7) Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.
1 задание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Прототип былинного героя преподобный Илья жил на два века позже князя Владимира; он и в самом деле долго не мог ходить.
Человек, которого иногда называют прототипом Ильи Муромца, не мог им быть, так как жил на два века позже, чем была сложена былина.
Реальный Илья Муромец страдал болезнью позвоночника, а поэтому не мог пойти на службу к князю Владимиру.
Прототип Ильи Муромца на самом деле был по происхождению киевлянином, поэтому он и ушел в Киево-Печерскую Лавру.
Былина перенесла жившего на 200 лет позже реального Илью Муромца, который долго не мог ходить из-за болезни, затем стал богатырем, а позже – монахом, в излюбленное время сказителей – правление князя Владимира Красное Солнышко.

2 задание
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
слов).
Что
Иногда
Однако
В то же время,
Хотя

3 задание
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова СИЛА. Определите значение, в котором это
слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
СИЛА, -ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. Недюжинной силы кто-л. С. борца, атлета, кузнеца. Медвежья, геркулесова, богатырская с. 2. (обычно с опр.). Способность человека выдерживать большие психологические нагрузки или проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности. Нравственные, душевные силы народа. Пробудить в ком-л. творческие силы. Почувствовать всю силу чьей-л. тоски. 3. только ед. Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды. Центробежная, центростремительная с. С. тяжести. 4. только ед. Правовая или финансовая действенность чего-л.; правомочность. Покупательная с. рубля. Утратить платёжную силу (о денежных знаках, ценных бумагах и т.п.). Документ не имеет юридической силы. (люди). Уничтожить живую силу противника 5. Спец. Величина механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию. Единица силы. Магнитная, электрическая с. С. упругости.

4 задание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.Выпишите это слово.
досУг
бАнты
еретИк
жАлюзи
столЯр

5 задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Обладая несомненным АРТИСТИЧЕСКИМ даром, Маяковский с успехом снимался в кино.
Ученым известны даже ЕДИНИЧНЫЕ случаи нападения крокодилов на местных жителей, но чаще всего они бывают спровоцированы именно людьми.
В такую погоду разумнее ОДЕТЬ не пальто, а шерстяной свитер с ветровкой: если станет слишком жарко, лишнее можно снять.
Вокруг проплывали нарядные ЛЕСИСТЫЕ берега.
КОНСКИЙ волос идет также на изготовление смычков для игры на струнных инструментах.

6 задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 не более ТРОИХ девушек
с ПЯТЬЮСТАМИ партами
двое ИНЖЕНЕРОВ
ОБЕИМИ руками
с ИХ собакой

7 задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Б) Неправильное присоединение несогласованного приложения.
В) Ошибка в построении сложного предложения.
Г) Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Отряд из спортивной школы №18 пришли на финиш первыми.
2.Не каждый день удается увидеть щегла, хотя эти птицы и не редкость в нашем парке.
3.Тренер сказал, что я не знаю пока, где у нас будет первый привал.
4.Каждый хоть раз задумывался, что неужели нельзя найти средства для прекращения вражды между людьми.
5.Мне повезло: я дважды встречался с выдающимися мастерами слова.
6. Малышев заметил, что если маятник движется обратно, то он производит легкий шум.
7.Об этом нередко пишут в журнале «Юном технике» тому подобных изданиях.
8.По информации из интернета, появление метеорита не представляет опасности для Земли.
9.Прочитанную книгу этим летом, я хотел бы перечитать еще раз.

образец выполнения 7 задания: а-9, б-2 и т.д.














Русский язык (21.04)

Тема урока: Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.



1.Посмотрите видеоурок по теме.


2.Материалы к уроку.

№ п/п
НН
Н
1
В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида:
решёННый (от глагола «решить»)
брошеННый (от глагола «бросить»).
Исключения:
ранеНый,
смышлёНый,
назвАный (брат),
посажёНый (отец)
2
В прилагательных, образованных от  
причастий на – ованный,    ёванный:
асфальтироваННый, баловаННый
Исключения:
коваНый,
жёваНый
3
В причастиях с приставками, кроме
НЕ:
изранеННый,
В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ):
неранеНый, ранеНый
гашеная известь — негашеная известь.
4
В суффиксах причастий, употреблённых  с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота:  
кошеННый ВЧЕРА луг
4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях:
кошеНое поле, поле скошеНо.
Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.
5
В кратких прилагательных, образованных от полных путём перехода в них страдательных причастий прошедшего времени:
девушка (какова?) рассеяННа
В суффиксах кратких страдательных причастий:
семена (что сделаны?) рассеяны ветром


3.Ознакомьтесь с материалом учебника (параграф 51)

4.Выполните задание по теме.
Спишите словосочетания, вставьте Н и НН, графически объясните свой выбор.
Связа…ая кофта, коше…ое сено, прочита…ая книга, выполне…ое задание, скоше…ая трава, просмотре…ый фильм, кваше…ая капуста, соле…ые в бочке помидоры, положе…а на полку, пиле…ый сахар, рассыпа…о по двору, проложе…ый маршрут, жаре…ый картофель, задача провере…а, зажаре…ая рыба, коше…ая на берегу трава, рассыпа…ые горошины, глаже…ые брюки, испече…ый торт, асфальтирова…ая дорога, дома построе…ы.

5.Д/з: правило, тест в эд (пройдите тест в эд по данной теме , который прикреплен к уроку)










Родной русский язык .Задание №2 (18.04) (задание выполняем в тетради по русскому языку, не присылаем )


1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ТортЫ; 2) дОнельзя; 3) столЯр; 4) кОрысть.

 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Эксперт; 2) туфлЯ; 3) созвонИмся; 4) облЕгчить.

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)На Пете был городской ПРАЗДНЫЙ костюм, из которого он за лето сильно вырос.
2)Многие смотрели на это вольнодумство Власича как на НЕВИННОЕ и безобидное чудачество.
3)От церкви открывался вид и на все село, и на красавицу реку, и на НЕОГЛЯДНЫЕ поля, занявшие весь горизонт.
4)КРАШЕНЫЙ пол блестел.

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) НЕТЕРПЕЛИВОЕ радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом.
2)Прежде всего бросалась в глаза его НЕПРОГЛЯДНАЯ внешность, заросшее волосами лицо, подслеповатые глаза.
3)Латугин вынул из-за обшлага шинели четыре билета для гостей в Большой театр, на самый ВЕРХНИЙ ярус.
4)Здесь создавались подземные ёмкости для хранения в них химических отходов на ВЕЧНЫЕ времена.

 5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)«Юзё!» — вскрикнула она, ОБХВАТИЛА руками его шею, прильнула к его лицу своим зардевшимся холодным лицом и засмеялась и заплакала.
2)Ее голос красиво вибрировал на ВЕРХНИХ нотах.
3)Приезжавшие из далеких стран люди смотрели на БЫВШУЮ роскошь когда-то царившей здесь княжеской власти
4)Смотрю в окно, на ДОЖДЛИВУЮ улицу.

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)    положи на полку
2)    более лучший ответ
3)    несколько яблок
4)    семьюдесятью процентами

Д/З:Параграф 50, упр.263













Русский язык. (14.04) Тема: "Причастие как глагольная форма"


1. Посмотрите видеоурок 

2. Материалы к уроку. 
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид (соверш/несоверш), переходность, возвратность, время(настоящее и прошедшее);
изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.
Обычно бывают определениями, реже частью составного именного сказуемого).
Действительные и страдательные причастия.
Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
Например: девочка, одевающая куклу (действит)
Кукла, одеваемая девочкой (страдат).

Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

Ср.: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.

в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

Ср.: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:
в действительных причастиях;

Клеить – клеивший, таять – таявший.

в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;

Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.

гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

Ср.: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.


3.Ознакомьтесь с материалами учебника (параграфы 49-51) 

4. Выполнить  упражнение 261 (образовать от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени, выделить суффиксы причастий).

5. Д/з: теория, упр.262 (образовать от глаголов действительные и страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффиксы причастий).












Родной (русский) язык. Задание №1 Срок сдачи- 13.04

Найдите предложения с ошибками, определите вид ошибки (ниже есть справочный материал), запишите правильный вариант  (работы отправляем  на почту)
 а) Семеро лётчиков подняли в воздух семеро самолётов, и небо заполнилось гулом и шумом.
 б)В своих рассказах В. Шукшин исследовал серьёзную проблему «промежуточного» человека, который не прижился в городе.
 в) Это досадное приключение нарушило не столько наши планы, сколько расстроило нас.
 г) Девушку подполковник спросил, что ли не сестра она тебе?
 д) Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приезду на дачу в жаркий полдень.
 е)Стараясь убедить читателей, многое зависит от того, какие примеры вы приводите.
 ж) Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
  з)Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».
 и)Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко.
 к) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

Справочный материал:
1. ошибка в построении предложения с однородными членами
 2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3. неправильное построение предложения с косвенной речью
      4. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5.  ошибка в употреблении имени числительного
6. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
      7.   ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
8.  нарушение в построении предложения с причастным оборотом
9.  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
     10. ошибка в построении сложного предложения

Образец выполнения: а-2, б-8 и т.д











Русский язык. Задание №1
1.Прочитать параграф 48
2.Выполнить тест по теме:"Правописание суффиксов и окончаний глаголов" (ответы присылать на почту: lesyastepanova1980@mail.ru  7.04.2020г.)  
3.Д/з: упр. 252 (записать предложения, выделить окончания, указать спряжение глаголов, прочитать параграф 49)
        
1.      В каком варианте пишется Ь?
1)      делает...ся
2)      мне не нравит...ся
3)      будет строит...ся
4)      крапива жалит...ся
2.      В каком варианте не пишется Ь?
1)      не могу взят...ся
2)      будет старат...ся
3)      не хочу злит...ся
4)      прут гнет...ся
3.      В каком варианте пишется Ь?
1)      болт закрепит...ся
2)      больной лечит...ся
3)      вопрос выяснит...ся
4)      надо распорядит...ся
4.      В каком варианте не пишется Ь?
1)      Мечта может осуществит...ся.
2)      Дождь должен прекратит...ся.
3)      Он ни к кому не обратит...ся.
4)      Ученик не может сосредоточит...ся.
5.      В каком слове пишется буква И?
1)      ты бор...шься
2)      мы накол...м дров
3)      лицо пыш...т здоровьем
4)      мы высп...мся
6.      В каком слове пишется буква Е?
1)      белье полощ...тся
2)      терп...шь боль
3)      никого не обид...т
4)      вы все предвид...те
7.      В каком слове пишется буква И?
1)      куст вян...т
2)      все забуд...тся
3)      увид...л друга
4)      калачом не заман...шь
8.      В каком слове пишется буква И?
1)      тяжело дыш...т
2)      проща...мся молча
3)      стел...т постель
4)      ничего не увид...ли
9.      В каком слове пишется буква Ю?
1)      они мел...т кофе
2)      крупы порт...тся
3)      они справ...тся
4)      занятия оконч...тся
10.  B каком слове пишется буква Я?
1)      они распор...т швы
2)      родители хлопоч...т
3)      они ма...тся без дела
4)      дети стро...т дом из песка
11.  В каком варианте пишется И?
1)      ты скоро выздорове...шь
2)      собака ла...т
3)      ночь дыш...т прохладой
4)      ветер ве...т
12.  В каком варианте пишется А?
1)      они ни на что не наде...тся
2)      они услыш...т твой голос
3)      всей правды тебе не скаж...т
4)      колыш...тся травы
13.  В каком варианте в глаголе пишется Е?
1)      война многих осирот...ла
2)      воздух нас опьян...л
3)      повесел...л ребят
4)      край обезлюд...л
14.  В каком варианте в глаголе пишется И?
1)      поместье обедн...ло
2)      я обессил...л от тяжкого труда
3)      солдат обескров...л от раны
4)      голод ослаб...л организм
15.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?
1)      завед...вать отделом
2)      оправд...вать друга
3)      исповед...вать христианство
4)      завид...вать согласию
16.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?
1)      испыт...вать печаль
2)      приз...вать к примирению
3)      задум...ваться над своей судьбой
      4)      попроб...вать заглянуть в будущее


                                                                       

                    

Комментариев нет:

Отправить комментарий