8 класс русский язык

Родной (русский) язык (30.05.)
Тема: Повторение изученного в 8 классе

Задание 1. Замените фразеологизмы наречиями.


1. Мальчик бежал во все лопатки.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
3. Девочка выучила задание назубок.
4. Она пришла ни свет ни заря.
5. Работу он знал как свои пять пальцев.
6. До деревни рукой подать.
7. Она работает не покладая рук. 


Задание 2.Продолжите пословицы. Запишите полученные предложения, подчеркните однородные члены предложения.

Сам погибай, а товарища  ...

Лесом шел ,а дров ...
Ехал в Казань,а попал ...
Терпенье и труд всё ...
Солнце, воздух и вода-наши лучшие ...
Знание и мудрость –украшают ...
Не красна изба углами ,а красна ...

Задание 3. Из двух предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения обособленным приложением. Прочитайте составленные предложения с правильной интонацией. Запишите их.
 Образец: В театре ставили «Ревизора». «Ревизор» — бессмертная комедия Н. Гоголя.- В театре ставили «Ревизора», бессмертную комедию Н. Гоголя. 
1.Я прочел книгу о М. Ломоносове. М. Ломоносов — великий русский ученый и поэт. 
2.Работы Александра Потебня снискали ему славу «философа языка». Александр Потебня — выдающийся украинский и русский филолог. 
3.Илья Ефимович Репин стал обладателем памятной золотой медали и диплома «За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства».  Илья Ефимович Репин — выдающийся исторический живописец реалистического направления. 

Задание 4. Сравните предложения и определите, в каких предложениях выделенные слова являются членами предложения, а в каких - вводными словами.

1.Кажется шепчут колосья друг другу.

2.Мир кажется мне книгой бесконечной.
3.Вы верно едете в горы.
4.Задача решена верно.
5.Правда в огне не горит.
6.Правда с годами мои стихи делались лучше.



Русский язык (29.05.)
Тема: Повторение изученного

1)Обращения.
Задание.  Запишите предложения, расставьте знаки препинания при обращениях. Укажите обращения (vvvvv).


1.Доброе утро бабушка!
2.Услышь меня хорошая услышь меня красивая!
3.Обучающиеся 8-х классов завтра идем в поход!
4.О мудрейший помоги мне разрешить один вопрос!

2)Вводные конструкции.
Задание.  Запишите предложения, расставьте знаки препинания при вводных конструкциях. Укажите вводные конструкции (+++++).


  1. 1)Кажется шепчут колосья друг другу. 
  2. 2)Дождь казалось зарядил надолго.

  1. 3)Мы верно встретимся завтра, хотя я и не боюсь встретиться с вами.
  2. 4)Правда и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы.

3)Вставные конструкции.
Задание.  Запишите предложения, найдите и укажите вставные конструкции.


1)Ученики об этом можно даже не переживать усвоят новую тему.
2)Сама же барыня  говорили о ней  не умеет отличить буженину от телятинины.
    3) Владимир Сергеевич так звали молодого человека в пальто с недоумением посмотрел и торопливым шепотом заговорил.
4)Фролов простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.





Русский язык (27.05.)
Тема:Повторение изученного

1)Обособленные члены предложения. 
Задание.  Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения.
I. Обособление согласованных определений
1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.
2. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования.
II. Обособление несогласованных определений
3Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом.
4Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех.
5С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.
III. Обособление приложений
6. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.
7. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде.
8. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.
IV. Обособление обстоятельств
9. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.
10. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.
V. Обособление уточняющих членов предложения
11. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию в город Минск.
12. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.

2)Однородные члены предложения.
Задание.  Запишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

1.Все время звучал в ушах негромкий мелодичный пленительный голос.
2.Тал осин, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.
3.Мне грустно и легко.

4.Дни стояли пасмурные зато теплые.
5.Все в снегу земля  деревья  кусты  кормушки.
6.И звуки домбры  и голос певца  все стремительно неслось к берегам надежды.

Д/з: упр. 449


Русский язык (22.05.)
Тема: Повторение изученного. Подготовка к итоговому тесту.

1)Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Задание. Запишите словосочетания, укажите вид подчинительной связи в каждом словосочетании.
Зимнего утра, быстро бежать, пойти в лес, кофе по-варшавски, лесных звуков, сидеть у костра, говорить уверенно.

2)Сказуемое. Виды сказуемого.
Задание. Запишите предложения, укажите вид сказуемого в каждом предложении.
а)Я хотел бы рассказать об этом подробнее.
б)Я мечтаю о собаке.
в)Малыш испуган шумом.
г)Мой брат - архитектор.
д)Светало.

3)Тире между подлежащим и сказуемым.
Задание. Запишите предложения, поставьте, если это необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Укажите причину постановки.
1)Эверест  самая высокая гора.
2)Мое любимое число  девять.
3)Играть в шахматы  увлекательное занятие.
4)Этот человек не директор.
5)Наш двор как сад.

4)Виды односоставных предложений.
Задание. Запишите предложения. Укажите виды односоставных предложений.
1)Его трясло от холода.
2)Зима. Тихое раннее утро.
3)Завтра к вам зайдут.
4)Сходи в магазин.
5)Пришла дождливая осень.

5)Д/з: повторите темы: "Обособленные члены предложения";
"Приложение. Дефис в приложениях"; "Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения"; "Обращения"; "Вводные слова"; "Вставные конструкции".


Русский язык (19.05.)
Анализ текста с элементами сочинения

Прочитайте текст и выполните задания:

А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.

Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространство исторической Руси.

 (По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов

1.Сформулируйте тему текста.
2.Определите слова, в которых выражено  мнение автора  по предложенной теме.
3.Как вы считаете, что значит быть сильным духом?

Напишите сочинение, опираясь на данные задания. Ваша работа должна составлять не менее 70 слов. Пишите работу грамотно, давайте полные ответы.
Работа, представляющая собой переписанный или пересказанный текст, оценивается «2» баллами. За работу будет выставлено две оценки: за содержание и грамотность.

Работу присылать на почту lesyastepanova1980@mail.ru до 20.05.



Русский язык (15.05.)
Тема: Междометия

1.Посмотрите видеоурок по теме.




2.Материалы к уроку.

Междометия- особая часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их.

Увы, я опоздал.
Ах, как красиво в весеннем лесу!

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

По происхождению бывают междометия:
непроизводные                                   производные
(не  образованы                                (образованы от других
от других частей речи:                       частей речи: здравствуйте,
 о, ох, а, ну и др.)                               извините, брось и др.)

По значению междометия делятся на несколько разрядов:

-эмоциональные (чувства, эмоции);
-побудительные (побуждение к действию, к речи);
-этикетные (проявление этикета, культуры, воспитанности.

Звукоподражания- звуки живой и неживой природы
(ха-ха, мяу-мяу, тик-так и др.).

Междометия и звукоподражательные слова не изменяются, не являются членами предложения.
Если междометия и звукоподражательные слова образуются путем повтора, то они пишутся через дефис (ой-ой, гав-гав и др.)
На письме междометия выделяются запятыми или восклицательным знаком.
Ура! Каникулы!
Ох, устал я сегодня.

!!! Если междометие "О" употребляется вместе с обращением, то знак препинания после междометия "О" не ставится.  (Об этом уже говорилось при изучении темы "Обращение" )
Я был, о море, твой певец!

3.Запишите тему уроку и конспект в тетрадь для правил.

4.Д/з: выучить правило, повторить обращения, вводные слова, вставные конструкции, выполнить упражнение 392. Русский язык (13.05.)
Тема: Вставные слова, словосочетания и предложения.

1.Посмотрите видеоурок по теме.

2.Материалы к уроку.
Вставные конструкции- это слова, словосочетания и предложения, которые выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки.
Они могут находиться в середине или конце предложения, но не в начале предложения.
 Данные конструкции грамматически не связаны  с другими членами предложения, как и обращения, вводные слова. Они увеличивают, дополняют информацию, которая содержится в предложении.
Вставные конструкции выделяются тире, если внутри конструкции нет других знаков препинания.
Например: Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича.
Если вставная конструкция содержит в себе знаки препинания, то ставятся скобки.
Например: Это был культ книги (причем не­ обязательно старой и редкой, об этом — далее). 
  
Мы не подчеркиваем вставные конструкции как члены предложения, а просто выделяем их скобками или тире.

3.Д/з: Запишите предложения, найдите вставные конструкции, укажите их (подпишите сверху "вставная  конструкция").

1)Дисканты и альты иногда басы и тенора в эти хоры набирались из учеников.
2)– Господа, – сказал он голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного, – господа, к чему пустые споры! 3)В жаркое летнее утро это было в исходе июля разбудили нас ранее обыкновенного.
4)Он  этого никто не ожидал  позвонил только через год.
5)В деревне я имею в виду деревню, ближайшую к нашему дачному посёлку был большой пруд.
6)В тот же день я был уже на квартире Никитина фамилия зятя.
7)Иногда дни сверкали лучше летних  белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню  и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла.





Русский язык (8.05)
Тема: Вводные слова

1.Изучение материала.
Продолжаем изучение темы. Рассмотрим употребление слова 
однако.
1)Однако будет являться вводным словом, если стоит в середине или в конце предложения. И в этом случае его можно опустить.
Например:
а)Ветер, однако, усилился.
б)Королевская семья, однако, пошла на определённые уступки.
в)Как он меня ловко разыграл, однако!  (В данных предложениях слово "однако" можно опустить. Оно вносит дополнительное значение в предложения. При его отсутствии смысл предложений не искажается)
2)Однако - сочинительный противительный союз. По значению он равен союзу но. В этом случае слово "однако" является средством связи однородных членов или простых предложений в сложном. Оно может стоять и в начале предложения.
Например:
а)Спонсор обещал позвонить в конце недели, однако (=но) не сделал этого. (В данном предложении "однако" связывает однородные члены обещал и не сделал).
б)Однако (=но) мы продолжаем платить по тем же тарифам. (Здесь "однако" выступает в качестве союза и стоит в начале предложения)
в)В горы вела узкая тропинка, однако (=но) по ней можно было пройти только до ветхой часовни.( И в этой фразе "однако" — союз, он начинает вторую часть сложного предложения)

2.Закрепление. Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, запятые. Объясните, чем является "однако" в данных предложениях.
  • Однако обед подали очень поздно.
  • Это очень неприятно однако ничего не меняет.
  • Солнце выглянуло из-за туч однако ветер продолжался.
  • Пока однако мы не понимаем, что происходит.
  • Погода однако стояла дождливая и ветреная.
  • Человек однако даже не взглянул на нас.                                 
3.Д/з: выучить правило, упр.363.



Русский язык (6.05)
Тема: Вводные слова

1.Посмотрите видеоурок по теме.




2.Составьте конспект урока по теме, опираясь на видеоурок  и учебник (стр.174,176) по плану:

1)определение вводных слов (Вводные слова – это специальные слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к предмету речи. Вводные слова не являются членами предложения и отделяются на письме от его членов запятыми, а при произношении - интонационными паузами. На письме вводные слова подчёркиваются так: +++++++++);

2)группы вводных слов (значение), примеры (перенести таблицу из видеоурока в тетради для правил!!!!)

3.Д/з: выучить группы вводных слов, выполнить упражнение 371, вводные слова подчеркнуть (+++++)



















Родной (русский ) язык (2.05)
Тема урока: Повторение изученного
Ребята, выполняем работу самостоятельно,  по вариантам (чужой вариант не проверяю). Пишем аккуратно, разборчивым почерком.
Работу присылаем на почту lesyastepanova1980@mail.ru до 3.05

1. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.
1 вариант
Костюм в клетку, ком снега, сердце матери, вопрос по литературе, человек без совести.
2 вариант
Каша из гречки,  ветка ивы, девушка двадцати лет, особняк в три этажа, парень с рыжими волосами.

2. Замените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление.
1 вариант
Осторожно слез, устало шагал, смело прыгнул, жалостно посмотрел.
2 вариант
Бесстрашно бросился, бесшумно едет, беззаботно жил, спокойно делал.

3. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание.

1 вариант
Отзывался с гордостью, поступил без жалости, плакал без звука, глядел со смущением.

2 вариант
Уезжал со спокойствием, ждал с напряжением, говорил с  сарказмом, с удивлением посмотрел.

В заданиях 1-3 укажите в словосочетаниях главное и зависимое слово, подпишите вопрос.

4. Выделите в каждом предложении грамматическую основу. Охарактеризуйте предложения по количеству грамматических основ (напишите, сколько грамматических основ в каждом предложении). Расставьте знаки препинания.

1 вариант
1. Васютка бросился вперёд упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду шлёпать по ней руками окунать в неё лицо.
2. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.
3. Небо уже потемнело в лес опускались сумерки.
2 вариант
1. Васютка ощипал уток зарыл их в горячие угли костра лёг на пихтовые ветки и начал щёлкать орехи.
2. Устал Васютка за день но сон не шёл.
3. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.

5. 1 вариант
 Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило. 


2 вариант
Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь. 

6. Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите обращения (vvvvvv).
            1 вариант
1.      Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой.
2.      Нехорошо мне Христя, - не знаю дорогая что делать! 
3.      Дай Джим на счастье лапу мне.
4.      Отец Отец Оставь угрозы, свою Тамару не брани.
5.      Дробись, дробись волна ночная и пеной орошай брега...
6.      Пускай холодною землею засыпан я о друг!
2 вариант
1.     Привет вам люди мирного труда благородные труженики! 
2.      Ах милый мой жизнь так прекрасна!
3.      Мы  товарищи большие патриоты завода.
4.     Вам Настасья Ильинична в жизни повезло. 
5.      Бабка  А бабка  Ты живая?
6.      Эй костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.


                                                                            










Русский язык (28.04)
Раздел: Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Тема: Обращение.Выделительные знаки препинания при обращении.

1.Обращения, вводные слова и междометия -это слова, грамматически не связанные с членами предложения, то есть  они находятся в простом осложненном предложении, но не являются членами предложения,  к ним нельзя задать вопрос. Такие слова помогают:
-вступить в разговор, выразить согласие, уверенность, сожаление и т.д;
-установить контакт при общении;
-выразить эмоции человека, его отношение к окружающему миру.

2.Посмотрите видеоурок по теме.




3.Запишите в тетрадь для правил конспект, опираясь на видеоурок и материалы к уроку.


Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются. Подчеркиваем обращение в предложении vvvvvvvv, а сверху, над обращением,  пишем букву О.

Знаки  препинания  при обращении 
1.Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая. 
               Здорово, кум Егор!

2.Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон. 
                 Полно, степь моя, спать беспробудно.

3.Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками. (Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком). 
                      Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин) (в данном предложении есть 
                      частица О, которая от обращения запятой не отделяется)
                       О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)  (в данном предложении есть                            частица О, которая от обращения запятой не отделяется)
                        О, Даша, посмотри, как здесь красиво! (в данном предложении есть 
                     междометие О (в значении  АХ, которое отделяется от обращения                               запятой)

4.Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются. 
                     Здравствуй, солнце да утро весёлое! (в данном предложении                                          однородные обращения соединены союзом ДА)

5.Частица а и да, стоящие перед повторяющими обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится)
                          Петька, да Петька же, куда ты запропастился? (в предложении                                    между повторяющимися обращениями стоит частица А)
                          Мам, а мам, когда поедем? (в предложении между повторяющимися                            обращениями стоит частица А)

4.Д/з: выучить правило, выполнить упражнение 348.





     


Русский язык (24.04)

Работы присылаем на почту lesyastepanova1980@mail.ru до 28.04


Анализ текста с элементами сочинения
1. Прочитайте текст и выполните задания:
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетёт, то поощряет и радует. Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому как мы не можем себя убедить в том, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить и в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
При попытках определить, что такое совесть, мы сталкиваемся с трудностями. Говоря о «механизме» совести, известный современный американский исследователь и психолог Джэймс Добсон отмечает, что совесть – это данная нам Богом способность отличать плохое от хорошего, правильное от неправильного. А чувство вины – это такое неудобное чувство, которое появляется, когда мы нарушаем внутренний кодекс этических правил. Иначе говоря, сознание вины появляется тогда, когда совесть выражает неодобрение нашим мыслям и поступкам, как бы говоря: «Тебе следует стыдиться самого себя!»

1. Сформулируйте тему текста.
2. Определите слова, в которых выражено мнение автора по предложенной теме.
3. Как вы считаете, нужна ли совесть современному человеку? В каких ситуациях человеку  необходимо  проявлять это качество?
Внимание.
Ваша работа должна составлять не менее 70 слов.
Пишите работу грамотно, давайте полные ответы.
Работа, представляющая собой переписанный или пересказанный текст, оценивается «2» баллами. За работу будет выставлено две оценки: за содержание и грамотность.












Русский язык (21.04)

Выполните работу, состоящую из двух частей. За данную работу будет выставлено две оценки.
Работу присылать на почту: lesyastepanova1980@mail.ru до 22.04

Часть 1
1.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не) закончил работу, (не)дождалась звонка, (не)льзя сказать
2) (не)оставив выбора, (не)способен на нежности, (не)смотря на указания
3) (не)по-людски, (не)записанный вовремя ответ, (не)два этажа
4) (не)рад, (не)приятные события, выглядеть (не)лепо

2. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) безветре(н,нн)ый день, мужестве(н,нн)ый поступок, кова(н,нн)ый забор
2) дистиллирова(н,нн)ая вода, искус(н,нн)о сделана, реше(н,нн)ая задача
3) клюкве(н,нн)ый сок, броше(н,нн)ый мяч, ветря(н,нн)ая мельница
4) развея(н,нн)ый  ветром, замороже(н,нн)ые овощи, краше(н,нн)ый краской пол


3.Произведите морфемный  разбор слов. Укажите, к какой части речи относится каждое слово.

Обессиленно                 взмахивая       зацепиться                              

Часть 2

4.Выпишите из данного предложения словосочетание(-я) со связью примыкание.
Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозёма, обессиленно свисает в окоп.

5. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите это обособленное определение. Объясните условия обособления.
(1) Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот, захрапит. (2)Солнце, снижаясь над бруствером, уже клонится к закату, представляющемуся нам спасением. (3)Помалу спадает жара, утихает ветер. (4)Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозёма, обессиленно свисает в окоп. (5)Надо мною высоко в небе откуда-то появились аисты.

6. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них  вид подчинительной связи.
1) расстилается поле
2) возвратился утром
3) птичьих голосов
4) видел наяву

7. Среди предложений 1-5  найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[— =, =,=,= и =].
Выпишите номер этого предложения.

(1)Страстный призыв этот услышал молодой рябчик, сидевший невдалеке. (2)Он выпорхнул из чащи и сел на макушку невысокой сосны, а лесную тишину оборвала его звонкая, мелодичная трель. (3)Голосок рябушки повторился и не на шутку растревожил пёстрого петушка. (4)Рябчик опустился на траву, гордо поднял хохолок, распушил веером хвост, приосанился и побежал на зов таинственной подруги. (5)Петушок, видно, представил себе прекрасную незнакомку, рванулся и полетел на роковое свидание.

8.Произведите синтаксический разбор предложения.


Мы, утомлённые, только к семи часам вернулись домой.         




Родной (русский) язык (18.04) (Задание выполнить в тетради по русскому языку, ответы присылать на электронную почту  lesyastepanova1980@mail.ru до 20.04)

1.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
 
1)далеко (не)красивая вещь, пуговица (не)оторвана, еще (не)распечатанная банка
 2) (не)внятные слова, а бурчание, ранее (не)испытанное чувство, в (не)кошеном овсе
3) (не)интересная история, (не)взирая на головную боль, мне было (не)когда
4) (ни)чего не говорил об этом, вовсе (не)бесплодные попытки, (не)отставая от отряда
  
2. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в счастье.
2)Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком. 
3)В романе «Капитанской дочке» много глав.
4) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.

3. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «костер рябины красной». Запишите ответ.

4. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) дом разрушился
2) выполнял работу
3) громко смеялся
4) березового листа    

5.Выпишите грамматическую основу данного предложения.
Но, отстаивая и обосновывая его значение, с обидой отвергая казавшиеся ему несправедливыми нападки, он отнюдь не возражал против дополнений и уточнений.

6.Выпишите номера односоставных предложений. Укажите их вид.
1.Нам долго не открывали.
2. В пустой  комнате стояли три стула.
3.Ему нездоровилось.
4.Век живи, век учись.
5.Теплая южная ночь.
6.Его проблемы никто не решит.

7. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
 (1) 3абор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада. (2) Однако у него другая функция. (3)Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребностью красоты.
(4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (6)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.












Задание 4. Тема урока: "Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих  членах предложения" (17.04)
1.Запишите тему урока в тетрадь для правил.
2. Посмотрите видеоурок по теме.



3.Разбор темы.
Уточняющими членами  предложения принято называть обособленные второстепенные члены, которые употребляются с целью конкретизации или пояснения других членов предложения.
К уточняющему члену предложения можно задать дополнительный вопрос:
 КТО ИМЕННО?  ГДЕ ИМЕННО? КУДА ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? и т.д

Уточняющие члены предложения выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.

Уточняющие члены предложения обособляются (т.е. выделяются запятыми) в следующих случаях:
1) если они являются обстоятельствами места (вопросы: где? куда? откуда?)  и стоят после уточняемого слова., подчеркиваются _._._._._

Например: (Где?)Внизу (уточняемое слово), (а где именно?) у подножия сосен (уточняющее слово), уже темно и глухо.




2) если они являются обстоятельствами времени (вопрос: когда?) и стоят после уточняемого слова, подчеркиваются _._._._._

НапримерОн проснулся (когда?) утром (уточняемое слово), (а когда именно?) часов в шесть (уточняющее слово).

3) если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами 
  несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх.

Например: Долохов понравился  всем в доме, исключая Наташи.
В темной дали нет ничего, кроме сверкающих огней.
Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским.
Мы, помимо судовых работ, занимались еще и погрузкой угля.
(в этих предложениях уточняющие дополнения с предлогами, 
подчеркиваем _ _ _ _ _ _)

4) уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи специальных союзов:  то есть, или (= то есть)

Например: Весь этот день Анна провела (где?)дома,  (где именно?)то есть у Облонских. (подчеркиваем _._._._._)

(Что?)Инфинитив, (а что именно?) или (= то есть) неопределенная форма глагола, помогает определить спряжение. (подчеркиваем_______)

4.Запищите конспект урока в тетради для правил.
5. Д/з: правило, упр. 326 (записать предложения, подчеркнуть грамматические основы и обособленные уточняющие члены предложения)









Задание 3. Тема урока: "Обособленные члены предложения"(14.04.)
1.Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
2.Выполните задание в тетради по русскому языку (подготовка к тесту по теме). Данную работу не присылаем на электронную почту)
Запишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений, выделите обособленные члены.
1)Город  раскинувшийся со всеми своими колокольнями  и башнями  на правом берегу реки  поражал воображение путешественников.
2)Рыбак  склонившись лицом к самой воде  высматривал что-то в глубине.
3)И рыба, и пловец поплыли  между камнями ощетинившимися во все стороны водорослями  к углублению в пористой скале.
4)Мы смели веником с ботинок  подтаявший снег и   вошли в дом  наполненный смехом и голосами.
5)Позвав  коротко остриженного  слугу в синем кафтане  Василий Иванович пригласил гостей в дом.
6)Вспыхивая разноцветным опереньем  с дерева на дерево  перелетали попугаи  даже на лету  не переставая тараторить.
7)Капли дождя  сверкающие на солнце  похожи на крупные слёзы  плачущего ребёнка.
8)Раньше в водолазы выбирали людей  ломающих одной рукой  подкову  и  весящих не меньше семи пудов.
9)Давно  опавшие жёлтые листья   терпеливо ожидающие первого снега  и попираемые ногами  золотятся на солнце  испуская из себя лучи.
10)Маленький немец  стоявший за стойкой  вытянул шею и состроил на лице  улыбающийся вопросительный знак.
3.Д/з: повторить правила по теме, упр. 320







Задание 2.Тема урока:
 «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них».
1.Посмотрите видеоурок  по теме.





2.Поведем итог.
1.Обособленные обстоятельства отвечают на вопросы что делая? что сделав?
2.Подчёркиваются обособленные обстоятельства так: _._._._._._ (чёрточка - точка)
3.Обособленные обстоятельства выражены одиночным деепричастием   и деепричастным оборотом.
Деепричастие- особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? (глядя,  отвечая, присев, посмотрев, отперев и др.)
Деепричастный оборот- это деепричастие с зависимыми словами.
4.Обособляются (т.е. выделяются запятыми) одиночные деепричастия и деепричастные обороты, если находятся в начале, середине или конце предложения.
Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку.
Поднявшись на цыпочки, она заглянула в окно избы.
Главное слово для обособленных обстоятельств – это глагол (мы обозначает его на письме крестиком Х )


5.Не обособляются (т.е. не выделяются запятыми) фразеологизмы (устойчивые сочетания): сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, сложа руки, положа руку на сердце, скрепя сердце, затаив дыхание и др.)
Т.е фразеологизмы – это сочетания в переносном значении:
  работать засучив рукава – плохо
  сломя голову- быстро    
 Их нельзя путать с деепричастиями (деепричастия в прямом значении)
С самого утра они работали засучив рукава. (т.е. хорошо)- это фразеологизм


6.Не обособляются одиночные слова: молча, сидя, стоя, лёжа, шутя, не глядя, т.к. они обычно сближаются с наречиями (отвечают на вопрос как?) 
Он направился к двери (как?) не колеблясь (т.е решительно).

7.Деепричастный оборот, стоящий после союзов и, а, но, однако обычно отделяется от них запятой, за исключением случаев, когда деепричастный оборот нельзя оторвать от союза и переставить в другое место предложения. 
Чаще всего деепричастный оборот не отделяется запятой от союза а
Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.
Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.  Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obosoblennoe-obstoyatelstvo.html

!!! Ребята, запишите в тетрадь для правил тему урока, конспект урока (пункты 1-7).
 Д/з: выучите правила,  упражнение 314 (записать текст упражнения  в рабочую тетрадь, подчеркнуть обособленные обстоятельства, крестиком обозначить главное слово для обособленного обстоятельства (это глагол), выделить грамматические основы предложений. Знаки препинания уже расставлены.
(УПРАЖНЕНИЕ ДЕЛАЕТЕ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МНЕ НЕ ПРИСЫЛАЕТЕ, ЭТО ОТРАБОТКА ЗНАНИЙ)









Задание1.
1)Запишите предложения в соответствии со своим вариантом (все варианты мне известны: ваше учебное место в классе).
2)Расставьте запятые.
3)Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
4)Подчеркните обособленные определения и приложения (см. тетрадь для правил)
 Выполненное задание присылать на почту: lesyastepanova1980@mail.ru  в течение дня.
           
Тема урока: « Обособление определений и приложений »
                   
 1 вариант
 
(1)Зима огромная просторная нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей развёртывала предо мной свои диковинные картины.
 (2)Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса.   
 (3)Снег скрипел и пел, визжа под полозьями.
(4)Протяжно покрикивал ямщик похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде.
(5)По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство таинственное и неподвижное.
6)Старый дуб вечный страж природы охранял его.
(7)И только заячьи следы на снегу говорили, что продолжается жизнь тихая и скрытная.
 (8)Очарованные этой величественной красотой мы с благоговением смотрели по сторонам.

2 вариант

1) Уцелело и зеркальце висевшее в простенке.
2) Маша бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.
 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус.
4) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.
5) Я вдаль уплыл надежды полный с толпой бесстрашных земляков.
6) Мой сосед  маленький нервный человек рассказал мне странную историю.
7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман.
8) Василиса Егоровна присмиревшая под пулями взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий